Кадастровая палата по Тамбовской области: неоформленный участок могут снять с учета

Действующим законодательством установлен перечень оснований, по которым неоформленный земельный участок может быть снят с учета. Начальник отдела нормализации баз данных Кадастровой палаты по Тамбовской области Ирина Русанова перечислила эти основания.

Как говорит эксперт, снятие с кадастрового учета земельного участка возможно если он является «ранее учтенным», то есть поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 года. Орган регистрации прав снимает с учета такие объекты, только когда сведения об их правообладателях отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом соблюдается установленная порядком ведения ЕГРН процедура снятия с кадастрового учета «ранее учтенного» земельного участка.

Законодательством предусмотрено, что до 2022 года в ЕГРН сохраняются сведения о земельных участках со статусом «временный». Это земельные участки, которые поставлены на государственный кадастровый учет до 1 января 2017 года, но права собственности либо обременения на них не зарегистрированы.

«Временный характер сведений об образованных земельных участках сохраняется до момента государственной регистрации права на эти объекты. Такие земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по заявлению собственника исходного (преобразованного) земельного участка», – говорит Ирина Русанова.

Кроме того, возможно исключение сведений из ЕГРН о земельных участках, образованных из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Снятие с учета этих объектов происходит по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Если до 1 марта 2022 года не будут зарегистрированы права собственности на «временные» земельные участки, эти объекты будут исключены из ЕГРН органом регистрации прав.

Следующая категория земельных участков, права на которые не зарегистрированы – это земельные участки, которые поставлены на кадастровый учет после 1 января 2017 года. Такие объекты являются «актуальными» и подлежат снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет с момента постановки на учет. При этом снять с кадастрового учета такие земельные участки до истечения указанного срока по заявлению нельзя.

«После снятия земельного участка с учета он прекращает свое существование как объект недвижимости, поэтому для оформления прав потребуется заново поставить его на кадастровый учет: снова провести кадастровые работы и оформить межевой план. В таком случае земельному участку будет присвоен новый кадастровый номер», – отмечает эксперт.

В ведомстве рекомендуют зарегистрировать права на земельные участи, кадастровый учет которых проведен ранее, чтобы избежать финансовых и временных затрат в будущем. Для этого можно обратиться в любой офис МФЦ с заявлением о регистрации права либо договора аренды.

Проверить сведения о земельном участке можно на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме online». Если в полученных результатах запроса в разделе «Права и обременения» имеется запись о регистрации права, этот участок с учета снят не будет. С запросом о предоставлении сведений из ЕГРН можно также обратиться в МФЦ.

 

Если у правообладателя объекта недвижимости изменилась фамилия, как сообщить об этом в орган регистрации прав? 

Казалось бы, стандартная ситуация – человек приобретает объект недвижимости, регистрирует в установленном порядке право собственности, а при достижении определенного возраста либо в связи с заключением брака у него меняются паспортные данные или фамилия. При этом возникает вопрос: нужно ли правообладателю обращаться в орган регистрации прав для внесения изменений в запись о праве?

Заместитель начальника отдела обработки документов и обеспечения учетных действий № 1 Кадастровой палаты по Тамбовской области Марина Герасимович поясняет, что изменение паспортных данных собственника объекта недвижимости не влечет за собой никаких отрицательных последствий.

С учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об изменении фамилии правообладателя или реквизитов документа, удостоверяющего его личность, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в порядке межведомственного информационного взаимодействия. То есть такие сведения вносятся на основании документов, которые должны направляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере миграции.

Кроме того, при проведении регистрационных действий, например, при совершении сделки, если имеются противоречия в паспортных данных правообладателя, орган регистрации прав запрашивает необходимые сведения в уполномоченных органах с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Таки образом, правообладатель объекта недвижимости не обязан обращаться в орган регистрации прав в случае изменения им фамилии и иных паспортных данных. Вместе с тем закон предоставляет правообладателю возможность подачи соответствующего заявления по собственной инициативе.

В случае изменения фамилии и иных паспортных данных правообладатель объекта недвижимости может по собственной инициативе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении сведений в ЕГРН в уведомительном порядке.

Заявление можно направить через МФЦ, а при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи – через единый портал государственных и муниципальных услуг или официальный сайт Росреестра.

В таком случае в заявлении помимо данных о правообладателе заполняется реквизит 3.4 «Внести в реестр прав на недвижимость следующие сведения: о физическом лице (правообладателе) в связи с изменением сведений о нем, находящихся в распоряжении органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции».

При обращении в электронном виде через личный кабинет Росреестра в разделе «Услуги и сервисы» выбирается «Иное» «Внесение отдельных записей о правообладателе и отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости».

В результате положительного рассмотрения такого заявления в записи реестра права вносятся необходимые изменения, о чем заявитель уведомляется в установленном законом порядке.