Об особенностях использования участка на берегу реки, рассказали в Кадастровой палате Тамбовской области

Дом и участок у озера или реки – мечта многих. Однако природный водоем – это не только экосистема, которая диктует свои правила жизни, но и объект повышенного внимания со стороны общественности, надзорных ведомств и граждан, желающих отдыхать на берегу. К чему нужно быть готовым собственнику или пользователю такой недвижимости, рассказала эксперт Кадастровой палаты Тамбовской области Марина Бубненкова.

С 1 января 2007 года вступил в действие Водный кодекс Российской Федерации, серьезно ограничивший возможности собственников участков у водоемов. Чем ближе к воде расположено имение, тем больше ограничений накладывается на собственников и пользователей.

Так, статьей 65 Водного кодекса закреплено понятие водоохранных зон и защитных прибрежных полос, режимные ограничения и границы их действия в пространстве.

Водоохранная зона – это особая территория, примыкающая к береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека. Такие зоны и особый режим использования их территорий устанавливают для сохранения экологического благополучия.

В границах водоохранных зон определяются прибрежные защитные полосы – территории с более жесткими ограничениями. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы – это зоны с особыми условиями использования территорий. В их границах запрещено:

– использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

– расположение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, радиоактивных отходов;

– осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

– движение и стоянка некоторых видов транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

– размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

– размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

– сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

– разведка и добыча полезных ископаемых (с исключениями).

Кроме того, в границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта). Она предназначена для общего пользования, а значит, не может быть занята объектом недвижимости.

Осуществляя разрешенную деятельность в водоохранной зоне, важно помнить, что береговая полоса всегда должна оставаться свободной для беспрепятственного доступа граждан к водному объекту.

Как правило, ширина береговой полосы составляет 20 метров (в отдельных случаях – 5 метров).

В зависимости от вида, категории водного объекта и уклона берега для водного объекта могут быть установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы различной ширины. Обычно ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, ширина прибрежные защитные полосы – 50 метров.

Для водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, нереста, зимовки рыб), водоохранной зоны совпадает с прибрежной защитной полосой, обе зоны равны 200 метров. Проверить категорию объекта можно в Росрыболовстве.

Зоны с особыми условиями использования территории, в том числе водоохранные зоны, оказывают значительное влияние на кадастровую стоимость недвижимости, так как с одной стороны устанавливают ограничения, а с другой – свидетельствуют об экологической обстановке.

Важно знать, что отсутствие на местности информационных знаков не отменяет специальный режим хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и не умаляет ограничений, накладываемых на земельные участки и объекты недвижимости.

 

Для чего нужна цифровизация архива, рассказали в Кадастровой палате Тамбовской области.

Тот факт, что всем организациям со временем придется перейти на «электронный документооборот» сегодня уже не вызывает сомнений. Более того, это становится реальностью. Именно поэтому в Кадастровой палате Тамбовской области активно проводится работа по переводу накопленного «бумажного архива» в электронную форму. Как с помощью современных цифровых технологий в ведомстве стремятся повысить эффективность труда и качество предоставления государственных услуг, рассказала Юлия Гавриленко – начальник отдела ведения архива Кадастровой палаты Тамбовской области.

Одним из основных направлений деятельности региональной Кадастровой палаты Росреестра является предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости и копий содержащихся в нем документов по запросам физических и юридических лиц, нотариусов, правоохранительных органов и других заявителей, предусмотренных действующим законодательством. Чтобы выполнить эти задачи, специалистам отделов требуются документы, содержащиеся в кадастровых и реестровых делах.

«Такие документы хранятся в архиве Кадастровой палаты. Сотруднику отдела ведения архива после получения соответствующего запроса от специалиста другого отдела, необходимо найти в бумажном архиве нужное дело, откопировать его, составить внутреннюю опись на документы и передать запросившему сотруднику. Этот процесс отнимает много времени и приводит к увеличению срока рассмотрения запроса, соответственно, увеличивает срок ожидания для заявителя», – отмечает эксперт.

Кроме того, хранение документов в специально отведенном помещении требует серьезных материальных затрат. Всегда существует риск порчи или

утраты важных документов. Принимая во внимание тот факт, что часто необходимый для принятия решения по заявлению документ хранится только в архиве, его порча или утрата могут помешать специалисту Кадастровой палаты Росреестра принять верное решение и тем самым лишить заявителя возможности реализовать свои права. Бумажный документооборот замедляет работу отделов и снижает ее эффективность. Эти несовершенства бумажного архива продиктовали необходимость перехода к электронному архиву, который по сравнению с бумажным имеет ряд преимуществ.

Электронный архив не требует площадей для хранения документов.

На данный момент площадь архивных помещений в региональной Кадастровой палате занимает почти 470 квадратных метров, а электронный архив хранится в виртуальном пространстве и копируется на жесткий диск небольшого размера. Копирование информации гарантирует сохранность всех электронных образов даже при системных сбоях.

Информация в большей степени защищена профессионально.

Электронный архив решает проблему утери важных документов по неосторожности при их передаче, транспортировке, либо по причине воздействия окружающей среды (пожар, наводнение и т.п.). Таким образом, все документы будут доступны для работы в любое время и защищены от порчи в процессе «устаревания» бумажного носителя.

Быстрый поиск нужного документа.

При наличии электронного архива не нужно искать дела на полках среди множества документов, достаточно воспользоваться виртуальным поиском и получить искомый результат менее чем за минуту. Соответственно срок принятия решения специалистом уменьшается, а это в свою очередь может уменьшить срок получения государственной услуги заявителем.

Единая информационная база оптимизирует работу отделов, ускоряя доступ к нужной документации.

В Кадастровой палате Тамбовкой области создана единая база данных, содержащая образы кадастровых дел, переведенных в электронную форму сотрудниками отдела ведения архива. Любой сотрудник другого отдела при

необходимости может зайти со своего рабочего компьютера в электронный архив и посмотреть необходимые документы. Благодаря этому экономится много времени.

Как видно, хранение документов в электронном виде имеет гораздо больше преимуществ, чем традиционные бумажные архивы. На данный момент в региональной Кадастровой палате в электронную форму переведено 50,6 % (около 221 000) от общего количества бумажных кадастровых дел, находящихся на хранении в архиве, что уже дает свои результаты в виде уменьшения сроков предоставления государственных услуг, а также упрощения подачи обращений посредством различных электронных сервисов и порталов.