В Кадастровой палате Тамбовской области рассказали о видах и назначении территориальных зон

На 1 октября 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения о 1064 территориальных зонах Тамбовской области. Территориальные зоны представляют собой отдельные земельные территории муниципального образования, наделенные особым правовым статусом, называемым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (градостроительным регламентом). Эксперт Кадастровой палаты Тамбовской области Марина Бубненкова рассказала о видах, назначении, а также целях установления территориальных зон.

Правилами землепользования и застройки определены границы территориальных зон и установлены градостроительные регламенты.

Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования и включают зоны различного функционального назначения и их кодовые обозначения.

В границах территориальных зон градостроительным регламентом определяются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В территориальные зоны включаются земли и земельные участки поселений, объединенные возможностью застройки конкретными объектами. Они бывают разных видов: жилые зоны с различной предельно допустимой этажностью застройки, общественно-деловые зоны различных типов, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур и другие.

Для каждой территориальной зоны градостроительный регламент определяет виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Также определяются предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

«Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами независимо от форм собственности и иных прав. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны», – отмечает эксперт.

Важно, что каждый земельный участок должен располагаться только в одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Для внесения сведений о границах территориальных зон органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав документы в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки, либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Обязательным приложением к документам являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон. Пакет документов, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа, направляется в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

 

О поправках в законы «О государственной кадастровой оценке», «Об оценочной деятельности» рассказали в Кадастровой палате Тамбовской области

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ внесены изменения в законы «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «О государственной кадастровой оценке». За исключением отдельных положений поправки вступили в силу с 11 августа 2020 года. Основные нововведения затронули вопросы применения кадастровой стоимости, периодичность проведения государственной кадастровой оценки, исправления ошибок, допущенных при определении и установлении кадастровой стоимости в размере, равном рыночной. Начальник юридического отдела Кадастровой палаты Тамбовской области Наталия Харланова разъяснила положения нового закона.

В соответствии с новыми требованиями законодательства об оценочной деятельности очередная кадастровая оценка будет проводиться через четыре года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения (в случае принятия мэром соответствующего решения) – через два года. Новые правила начнут применяться в отношении проведения оценки земельных участков с 1 января 2022 года, а в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест – с 1 января 2023 года.

При этом без учета ограничений по периодичности в 2022 году в обязательном порядке будет проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 году кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. До 2022 года в отношении земельных участков и до 2023 года в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест период проведения оценки будет прежний.

По новым правилам заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. В настоящее время это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.

В случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

Согласно ст. 22 закона об оценке, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

«Вместе с тем с 11 августа 2020 года в Федеральном законе № 237-ФЗ появилась статья 22.1, введенная, по сути, взамен статьи 22. Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. При этом предусматривается, что решение бюджетного учреждения может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием указанного решения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости», – отмечает эксперт.

По общему правилу статья 22 Федерального закона № 237-ФЗ утратит силу с 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, возможно и раньше при принятии соответствующего решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ будут применяться до дня, указанного в таком решении.