Печать
Просмотров: 1283

 

Основные этапы адаптации

Адаптация у детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будут разные. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом  по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

Выделяются основные этапы адаптации ребенка, помещенного в принимающую семью:

Первый этап «Знакомства» или иногда еще его называют «идеализированные ожидания» (как со стороны ребен­ка, так и со стороны принимающих родителей). Каждая из сторон полна надежд и старается понра­виться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфлик­ты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к дру­г у. Учитывая это, психологи и социальные педагоги нашего отдела поддерживают активный контакт с патронатной семьей, чтобы снимать напряжение и оказывать поддержку и ребенку, и взрослым .

Достаточно часто в первые дни после размещения дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть», — потребность в безопасности), и проверка отноше­ний («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать?»), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем. В этом случае можно посоветовать родителям уточнить, хочет ли он съездить в гости или «насовсем», потом предложить подумать до утра, а утром сказать ему, что «теперь твой дом здесь и мы хо­тим, чтоб ты жил с нами, но удерживать тебя насильно не станем». Если ребенок малень­кий, достаточно просто сказать: «Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никуда не отдадим, а в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии» «Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок» постепенно становятся реже и возникают только по значительным поводам. Так наступает этап «вживания», или собственно адаптации. В литературе можно встретить другое название второго этапа – «Возврат в прошлое»

На данном этапе происходит пристраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к патронатной семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины: дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда они провоцируют новых родителей на разрыв, демонстрируя своим поведением двой­ственность —привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своем опыте; дети колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью; вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться; дети, таким образом, могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, свои представления о том, как надо себя вести; проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя при­нятие со стороны взрослых.У таких детей очень много оснований для того, чтобы вести себя «плохо», и это ста­новится дополнительной нагрузкой для патронатного воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребенку. Поэтому очень важно проговорить и проработать с патронатным воспитателем:

•  не ждать быстрых «результатов»;

•  сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их;

•  обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам, не боясь, что их сочтут «некомпетентными».