Важные изменения в избирательном законодательстве в 2016 году Печать
08.09.2016 11:00

9 марта 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации", которым в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесен ряд существенных изменений.

Отмечаем некоторые из наиболее значимых изменений. Пункт 6 статьи 17 Федерального закона дополнен положением о том, что сведения об избирателях, участниках референдума, находящихся в местах временного пребывания избирателей, представляет в избирательную комиссию руководитель организации, в которой избиратель, участник референдума временно пребывает.

Пункт 2 статьи 18 Федерального закона дополнен положением о том, что в схеме многомандатных избирательных округов необходимо указывать количество мандатов, замещаемых в округе.

Изменены сроки окончания полномочий действующих на непостоянной основе окружных и участковых избирательных комиссий в случае обжалования итогов голосования или результатов выборов. Срок полномочий указанных избирательных комиссий прекращается со дня, следующего за днем исполнения избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения (пункт 2 статьи 25, пункт 2 статьи 27 Федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона соответствующим законом может быть предусмотрено, что участковая комиссия на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, формируется соответствующими должностными лицами из числа членов экипажа, работников полярной станции, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.

В пункте 7 статье 29 Федерального закона перечень оснований для приостановления полномочий члена комиссии с правом решающего голоса по решению соответствующей комиссии дополнен указанием на то, что такое приостановление наступает также в случае, если член избирательной комиссии с правом решающего голоса является (на соответствующих выборах) кандидатом, уполномоченным представителем или доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов.

В статье 30 Федерального закона уточнено, что на заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать только представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 112 указанной статьи.

Кроме того, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона установлено, что официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и Федеральным законом "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".

Корреспондирующие изменения внесены также в Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-Ф'З "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В пункте 143 статьи 35 Федерального закона уточнено, что решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 Федерального закона, в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 22 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте З1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

Пункт 5 статьи 37 Федерального закона дополнен положением о том, что на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем заверения списка кандидатов.

В пункте 26 статьи 38 Федерального закона перечень оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов дополнен новым основанием - регистрация кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе в порядке самовыдвижения или на основании выдвижения иным избирательным объединением.

Пункт 30 статьи 38 Федерального закона дополнен положением, устанавливающим, что поданное кандидатом до дня голосования письменное заявление о снятии своей кандидатуры отзыву не подлежит.

В Главу VII Федерального закона, регулирующую гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах, внесены изменения, которыми наряду с такими организациями средств массовой информации, как организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, урегулирован статус сетевых изданий как организаций, осуществляющих информационное обеспечение выборов и референдумов. При этом для проведения агитации с использованием услуг организаций средств массовой информации всех видов установлен единый агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

В пункте 4 статьи 63 Федерального закона определено, что в случае использования прозрачных ящиков для голосования форма бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей выборы, референдум, в этих целях используются конверты.

Обращаем внимание на положения пункта 10 статьи 35 и пункта 6 статьи 63 Федерального закона, устанавливающие необходимость использования в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов только полного, сокращенного либо краткого наименования политической партии, общественного объединения, состоящих не более чем из семи слов.

В подпункте "а" пункта 5 статьи 63 Федерального закона определено, что если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата.

Согласно пункту 2 статьи 65 Федерального закона при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он  включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

При этом согласно пункту 3 статьи 65 Федерального закона в случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование в помещении избирательной комиссии, предусмотренное пунктом 2 указанной статьи Федерального закона, не проводится. При проведении указанных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, за исключением выборов, референдума, в котором границы избирательного округа, округа референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка референдума, законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

В связи с этим в 2016 году при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и в последующие годы проведения федеральных выборов следует иметь в виду, что для случаев совмещения в субъекте Российской Федерации дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, в том числе дополнительных, будет совмещен с днем голосования на указанных выборах, закон субъекта Российской Федерации, на основании которого будут проводиться соответствующие выборы, должен предусматривать: возможность голосования по открепительному удостоверению, использование строк протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, на основании которых осуществляется учет открепительных удостоверений.

Пункт 34 статьи 68 Федерального закона уточняет порядок передачи данных протокола участковой комиссии с использованием технических каналов связи в случае невозможности доставить сразу первый экземпляр протокола об итогах голосования.

Пункт 8 статьи 69 Федерального закона обязывает комиссию, направившую протокол и сводную таблицу, на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в соответствующие строки протокола и (или) в сводную таблицу, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении   данных   протоколов   нижестоящих   комиссий).   Ранее   было установлено, что комиссия вправе рассмотреть данный вопрос.

В пункте 1 статьи 70 Федерального закона уточняется порядок-подписания протокола и сводной таблицы о результатах выборов, референдума.