Об основных итогах работы по противодействию коррупции в 2008 – 2010 году в администрации города Печать
28.10.2010 15:18

Корр́упция (от лат. corrumpere — портить) — использование долж-ностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т. п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник — государственная казна, если не законен — то это собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо.

Степень коррупции является важнейшим  индикатором эффек-тивности экономической системы и государства. Падение общей эффективности государства, его способности обеспечить достойную мотивацию своих сотрудников неизбежно приводит к снижению эффективности его  институтов,  процедур и регламентов, обуславливая надежную почву для коррупционного роста.

Основной ущерб от коррупции – экономический, связанный  с фак-тическим усложнением и увеличением расходов на разрешительные опе-рации, а также  моральный. Например, бытовая коррупция экономически относительно безвредна, однако ее моральные издержки в виде падения авторитета власти также имеют свою цену. Коррупция в сфере образования неизбежно приводит к снижению его качества, при этом некоторые дипломы можно просто «купить». Экономические последствия коррупции огромны: это рост издержек бизнеса, упущенные возможности – торможение экономического роста, нецелевое использование бюджетных средств, снижение уровня благосостояния людей.

«Идеальных» людей, увы, не хватает; вероятно, полностью избавиться от коррупции на текущей стадии развития нашего общества невозможно, но минимизировать и убрать ее наиболее вредные проявления – жизненно необходимо. При этом это должна быть борьба не ради пиара, а ради результатов. Основной принцип борьбы с коррупцией – разработка всеохватывающей системной стратегии, разрушающий саму коррупционную систему и факторы, ее обуславливающие.

Широкая антикоррупционная кампания, инициированная Президентом РФ Д.А.Медведевым  вскоре после его избрания, не могла не отразиться на деятельности российских муниципалитетов, в том числе и на муниципальном образовании  - городской округ  город Моршанск.

В целях реализации Национального плана противодействия кор-рупции, утвержденного Президентом Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона области от 04.06.2007 №205-З «О противодействии коррупции в Тамбовской области» был утвержден План противодействия коррупции в администрации города на 2008-2010 годы (постановление администрации города от 12.09.2008 №987). Данный План содержит следующие разделы:

-         организационные меры;

-         совершенствование  нормативной правовой базы;

-         обеспечение регламентации деятельности администрации города;

-         противодействие  коррупции в сфере финансового  контроля;

-         внедрение антикоррупционных механизмов  в вопросах реали-зации федерального и областного законодательства о муни-ципальной службе;

-         формирование нетерпимого отношения к проявлению кор-рупции;

-         противодействие коррупции при размещении муниципальных заказов;

-         взаимодействие с гражданским обществом;

-         правоохранительная деятельность.

В течении отчетного периода в План вносились дополнения и изменения, с учетом предложений администрации Тамбовской области, органов местного самоуправления города, Общественного Совета при адми-нистрации города. План скорректирован  в части включения мероприятий, предусматривающих: освещение в местных СМИ деятельности по проти-водействию коррупции в администрации города, разработку адми-нистративных регламентов по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, утверждение перечня должностей муниципальной службы   администрации города, замещение которых связано с коррупцион-ными рисками, меры по противодействию  «бытовой» коррупции  в администрации города и т.д.

Контроль за исполнением Плана осуществляется главой города. Проводится ежеквартальный анализ  выполнения Плана, итоги которого рассматриваются за заседаниях рабочей группы по противодействию коррупции в администрации города, утвержденной постановлением администрации города от 13.10.2010 №1170, а также размещаются в открытом доступе  на официальном сайте администрации города Моршанска в сети Интернет в разделе «Антикоррупционная деятельность».

В рамках реализации  Плана противодействия коррупции в адми-нистрации города на 2008-2010 годы, с последующими изменениями и дополнениями, администрацией города были приняты ряд правовых актов:

-         Постановление от 13.08.2008 №851 «Об утверждении Положения о внутреннем служебном контроле в администрации города»;

-         Постановление от 05.09. 2008 №949 «О рабочей группе по противодействию коррупции в администрации города» (утратило силу в связи с принятием постановления от  13.10.2010 №1170  «О рабочей группе по противодействию коррупции в администрации города»);

-         Постановление от 29.10.2008  №1203 «Об организации работы по оценке деятельности органов местного самоуправления города Моршанска по критерию открытости»;

-         Постановление от 13.10.2008 №1134 «О порядке взаимодействия с прокуратурой города Моршанска по вопросам прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов администрации города»;

-         Постановление от 29.06.2009 №664 «О мерах по обеспечению соблюдения  гражданами при поступлении на муниципальную службу и муниципальными служащими администрации города ограничений, связанных с муниципальной службой»;

-         Постановление от 29.06.2009 №668 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности в исполнительно-распорядительном органе местного самоуп-равления г.Моршанска и урегулированию конфликта интересов»;

-         Постановление от 29.06.2010 №669 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации г.Моршанска к совершению коррупционных правонарушений»;

-         Постановление от 29.07.2010 №841 «Об утверждении Перечня должностей  муниципальной службы администрации города Моршанска, замещение которых связано с коррупционными рисками»;

-         Постановление от 19.10.2010 №1192 «О специализированных ящиках «Для обращений граждан по вопросам коррупции», «Для обращений граждан» и   о  порядке  работы с обращениями граждан по вопросам коррупции».

В соответствии с Указами Президента РФ от 18.05.2010 №559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы и федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и с Положением  о  предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера  гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими органов местного самоуправления города Моршанска», утвержденным решением Моршанского городского Совета народных депутатов от 27.08.2009 №1236, муниципальными служащими   и лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации города, а также членами их семей,  ежегодно представляются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

В соответствии с пунктом 5 Положения  о  предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера  гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими органов местного самоуправления города Моршанска», утвержденного решением Моршанского городского Совета народных депутатов от 27.08.2009 №1236, представленные сведения размещаются в открытом доступе, на официальном сайте адми-нистрации города в сети Интернет.

Кроме того, администрацией города обеспечено участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции путем:

  • присутствия граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях коллегии админист-рации города и их участие в работе комиссий, оргкомитетов, координационных советов и т.п.;
  • обсуждения проектов муниципальных правовых актов с общественностью (Общественный совет, органы ТОС, общественные организации, трудовые коллективы);
  • прямого  общения руководителей администрации города с жителями города: приёмы по личным вопросам, выездные приёмы, собрания в трудовых коллективах и по микрорайонам, в том числе в органах территориального общественного самоуправления, встречи с различными целевыми группами, прямые эфиры на местном телеканале;
  • через телефон «Горячей линии», созданный в отделе обращений граждан администрации города для поступления сообщений о фактах коррупции в администрации города.

В соответствии с Планом противодействия коррупции в администрации города в декабре 2010 года будут установлены  ящики  «Для обращения граждан по вопросам коррупции» в здании администрации города, в помещении отдела культуры и архивной работы, а также комитета по образованию  администрации города. Такие же ящики планируется установить в здании МУЗ «Моршанская центральная районная больница», городской поликлиники.

В целях повышения качества предоставления муниципальных услуг в администрации города в  2009 году и I полугодии 2010 должностными лицами администрации города были разработаны и утверждены поста-новлениями администрации города более 20 административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В практику работы администрации города также внедряются антикоррупционные механизмы:

  1. проведение проверок по соблюдению муниципальными служа-щими ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных  Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  2. проведение аттестации муниципальных служащих; организация и проведение конкурса на замещение главных и ведущих должностей муниципальной службы;
  3. размещение на сайте администрации города информации по противодействию коррупции;
  4. анализ уровня  профессиональной подготовки муниципальных служащих, обеспечение повышения их квалификации, стажировки и переподготовки;
  5. создание резерва кадров на замещение должностей муници-пальной службы в администрации города;
  6. контроль за соблюдением муниципальными служащими этики служебного поведения и регулированием  конфликта интересов.

В соответствии  с Федеральным законом  от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с постановлением администрации города от  13.10.2008 №1134 «О порядке взаимодействия с прокуратурой города Моршанска по вопросам прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов администрации города» и регламентом работы администрации города (пункт 4.9 раздела 4 «Подготовка проектов муниципальных правовых актов главы города») организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы  нормативных правовых актов администрации города.

За 9 месяцев  2010 года  в прокуратуре города прошли правовую экспертизу более 15  нормативных правовых актов администрации города и их проектов. Коррупциогенные факторы имели место, а именно:

  • не корректное применение положений юридической техники подготовки правового акта;
  • отсутствие норм обжалования действия (бездействия) субъектов правоприменения и процедуре их рассмотрения вышестоящей инстанцией;
  • широта дискреционных полномочий;
  • отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
  • некорректное изложение отдельных положений действующего законодательства  в сфере образования;
  • отсутствие или неполнота административных процедур;
  • нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

Вышеупомянутые факторы касались проектов нормативных правовых актов администрации города и в соответствии с заключениями прокурора города на  эти проекты, были внесены соответствующие изме-нения или принятие правового акта  было признано нецелесообразным.

Причин не устранения коррупциогенных факторов не было.

В настоящее время отделом организационно – управленческой работы администрации работа разрабатывается план мероприятий по противодействию коррупции в администрации  на 2011 –2012 годы, в котором будут отражены  дальнейшие  меры, направленные на проти-водействие коррупции, в том числе и «бытовой коррупции» в администрации города:

  • устранение условий, порождающих коррупцию;
  • предупреждение коррупционных правонарушений;
  • обеспечение ответственности за коррупционные правона-рушения в порядке, предусмотренном действующим законо-дательством;
  • вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
  • формирование антикоррупционного общественного сознания;
  • формирование нетерпимости по отношению к коррупциогенным действиям;
  • содействие реализации права граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторов, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации города.

В целом, антикоррупционная деятельность администрации города осуществляется  в соответствии  с федеральным, областным законода-тельством по борьбе с коррупцией  и регулируется  внутренними  локаль-ными актами.