Кадастровая палата Тамбовской области: «Установление зон затопления и подтопления – чрезвычайно важное мероприятие!» 

Специалисты регионального управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области разработали предложения по границам зон затопления и подтопления в отношении 52 населенных пунктов. Срок утверждения предлагаемых зон, согласно графику, намечен на 2-й квартал 2020 года. Для каких целей устанавливают зоны затопления и подтопления, а также об особом режиме использования территорий в границах таких зон, рассказала начальник отдела инфраструктуры пространственных данных Кадастровой палаты Тамбовской области Марина Бубненкова.

Зоны затопления и подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Они отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и в документации по планировке территорий. Установление зон затопления и подтопления – это специальное защитное мероприятие, направленное на предотвращение негативного воздействия вод на определенные территории. Необходимость установления зон затопления и подтопления обусловлена соблюдением определенного режима в границах таких территорий.

«Это чрезвычайно важное мероприятие, поскольку затопление может привести к большим имущественным потерям и человеческим жертвам», – отмечает эксперт.

Подтопление территории происходит за счет того, что из-под земли поднимаются грунтовые воды. При затоплении вода появляется не «снизу», а «сверху» в результате выпадения осадков или разлива водоемов. При этом приток воды превышает пропускную способность русла.

Установление границ затопления и подтопления регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления». Приложением к нему вводятся требования к территориям, в отношении которых должны быть установлены зоны затопления и подтопления. На основании внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о зонах определяются земельные участки, в отношении которых устанавливаются ограничения в использовании.

«В границах зон затопления и подтопления установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления», – говорит Марина Бубненкова. Помимо этого, в границах таких зон запрещено использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв, проведение авиационных мер по борьбе с вредными организмами и т. д.

Кроме того, собственник водного объекта обязан исполнять установленные меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Зоны затопления и подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ и сведений о границах этих зон. Предложения об установлении границ зон затопления и подтопления должны быть подготовлены совместно с органами местного самоуправления.

Зоны затопления и подтопления считаются установленными или измененными со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Сведения о границах зон вносятся в ЕГРН в течение 15 рабочих дней с момента поступления документов.

 

Федеральная кадастровая палата озвучила количество земельных участков, снятых с кадастрового учета в прошлом году

С января по декабрь прошлого года с кадастрового учета снято более 630 тыс. земельных участков. Как правило, процедура проводится по желанию землевладельца в случае преобразования участка. В 2019 году с кадастрового учета снято почти вдвое меньше земельных участков, чем в предыдущем – в 2018 году снято более 1,1 млн участков.

С начала 2019 года учетная процедура проведена в отношении почти 5,4 млн земельных участков, при этом к концу года снято с кадастрового учета более 630 тыс. земельных участков. В 2018 году поставлено на учет также около 5,4 млн, тогда как снято с учета почти вдвое больше земельных участков – более 1,1 млн.

Наибольшее число земельных участков, снятых с учета в прошлом году, в Алтайском крае – 96,2 тыс., Ставропольском крае – 30,9 тыс., Республике Башкортостан – 27,5 тыс., Саратовской области – 24,4 тыс. По итогам 2018 года абсолютными лидерами по снятию с учета земельных участков стали Иркутская область (175,2 тыс.), Свердловская область (112,9 тыс.) и Ростовская область (122,6 тыс.).

«Государственный кадастровый учет позволяет систематизировать и упорядочить сведения об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, расположенных на территории Российской Федерации. В процессе кадастрового учета каждый земельный участок получает уникальный кадастровый номер и становится самостоятельным объектом правовых отношений. Последующая процедура регистрации закрепляет за физическими или юридическими лицами право на земельный участок, позволяя совершать любые действия в отношении принадлежащих ему земель в соответствии с законодательством в сфере земельных отношений», - говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Екатерина Голованова.

Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости подразумевает прекращение актуальности сведений о самом объекте, прекращение права собственности и, соответственно, освобождение владельца от налогового бремени. Согласно Земельному кодексу РФ и федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» снятие с кадастрового учета земельного участка может производиться только в ряде определенных случаев.

Например, если собственник принял решение о преобразовании своего земельного участка путем процедуры раздела, объединения или перераспределения, то такой земельный участок утрачивает актуальность, запись о нем в реестре недвижимости переходит в статус «архивная», а для вновь образованных участков он становится исходным. В данном случае процедура снятия строго определена нормой Земельного кодекса РФ.

Следующий вариант снятия связан с особенным статусом земельного участка, который носит название «временный». Такой статус приобретали участки, прошедшие кадастровый учет до 1 января 2017 года, и регистрация прав на которые не проводилась. Если право на такой участок и далее не будет зарегистрировано, то после 1 марта 2022 года «временный» участок будет снят кадастрового учета.

Статус всех земельных участков, прошедших процедуру государственного кадастрового учета после 1 января 2017 года, носит название «актуальный». Однако в случае отсутствия зарегистрированного права на такие земельные участки в течении 5 лет с момента проведения процедуры учета в отношении них также будет проведена процедура снятия с кадастрового учета.

И последняя по вариации, но не по юридическому значению, - это процедура исключения сведений о земельных участках, записи о которых внесены в госреестр до 1 марта 2008 года, при соблюдении трех условий:
1) отсутствие зарегистрированного документа, разграничивающего право на земельный участок (договор, распоряжение и т.п.);

2) отсутствие ранее возникшего права на земельный участок;

3) отсутствие объектов недвижимости на таком участке, подтвержденное документально.

Если к моменту подачи заявления участок уже будет снят с кадастрового учета, в регистрации права собственности будет отказано, и решать вопрос о принадлежности участка придется уже в суде. Снятые с учета земельные участки получают статус свободных (неразграниченных) и переходят в распоряжение уполномоченного органа местного самоуправления. «Особое внимание стоит уделить земельным участкам, которые были получены в наследство. Именно в таких случаях может выясниться, что запись о правообладателе «старого» участка отсутствует в ЕГРН или участок уже снят с учета. Поэтому стоит заранее выяснить, какие сведения о земельном наделе содержатся в госреестре недвижимости, и представить в регистрирующий орган документы, содержащие недостающие данные о правообладателе. А если в ЕГРН отсутствуют сведения о земельных границах, то помимо прочего провести межевание участка», - обращает внимание Екатерина Голованова.

Проверить, какие сведения о земельном участке содержатся в ЕГРН, имеется ли запись о собственнике, поможет выписка «Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости» из Единого госреестра недвижимости. Заказать выписку можно любым удобным способом, в том числе онлайн – с помощью нового сервиса по выдаче сведений ЕГРН Федеральной кадастровой палаты.

Согласно действующему законодательству, регистрация права собственности занимает семь рабочих дней, а при передаче документов через МФЦ срок регистрационной процедуры увеличивается до девяти рабочих дней.

 

Эксперты рассказали, как формируется архив Кадастровой палаты и как можно получить копию необходимого документа

Для проведения сделок с недвижимостью, подтверждения прав на нее, а также для урегулирования земельных споров гражданам и юридическим лицам могут потребоваться копии документов из архива Кадастровой палаты. Например, копия межевого, технического планов или копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель. О том, как формируется архив Кадастровой палаты и как можно запросить копию необходимого документа, рассказала эксперт региональной Кадастровой палаты Юлия Гавриленко.

В архиве Кадастровой палаты хранятся кадастровые дела и реестровые дела по государственному кадастровому учету. Кадастровые дела – это документы, представленные для кадастрового учета до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», т.е. до 2017 года, реестровые дела – документы, представленные для учетно-регистрационных действий после 1 января 2017 года. Дело формируется при подаче заявления о постановке на учет нового или учет изменений уже зарегистрированного объекта недвижимости. К заявлению прикладывается определенный пакет документов, состав которого установлен ФЗ №218-ФЗ. Подать документы для учетно-регистрационных действий можно через МФЦ, почтовым отправлением или в электронном виде.

При личном обращении в МФЦ многие документы возвращаются заявителю сразу же по окончании приема. Оставшимся документам предстоит пройти определенный путь до помещения их на постоянное хранение.

«В первую очередь все представленные заявителем документы переводятся в электронную форму на этапе их приема специалистом МФЦ и загружаются в Федеральную государственную информационную систему Единого государственного реестра недвижимости. После завершения этапа приема заявления в МФЦ документы передаются в Кадастровую палату для учетно-регистрационных действий», – говорит Юлия Гавриленко.

К таким действиям относятся предварительная правовая экспертиза, проверка документов сотрудником отдела, принятие и удостоверение решения сотрудником отдела регистрационных действий. После проведения всех вышеперечисленных действий заявитель получает уведомление о принятом решении и все подлежащие документы. И лишь после этого документы собираются в реестровое дело. Дело формируется в отдельный том, оформляется титульным листом и передается на хранение в отдел ведения архива Кадастровой палаты.

Документы, представленные в бумажном виде, подлежат постоянному хранению как в бумажном, так и в электронном виде. Документы, представленные в электронном виде, подлежат хранению только в электронном виде.

Постоянное хранение документов позволяет собственникам объектов недвижимости запрашивать и получать необходимые сведения о своем имуществе. Копию архивного документа можно получить как на бумаге, так и в электронном виде. Электронный документ заверяется цифровой подписью и имеет такую же юридическую силу, что и бумажный.

«Выдача информации из архива занимает не более трех рабочих дней. По одному запросу выдается только один документ. Запрос можно подать в офисе МФЦ, направить в адрес Кадастровой палаты почтой или посредством электронных сервисов Росреестра. При этом запросы принимаются только от правообладателей объектов недвижимости или их доверенных лиц», – отмечает эксперт.

Реестровые дела, по которым было принято решение об отказе в проведении учетно-регистрационных действий, хранятся в течение 10 лет. Подлежащие возврату подлинники документов направляются заявителю в день принятия решения об отказе. Остальные документы реестрового дела, по которому было принято решение об отказе, уничтожаются по истечении срока хранения.

 

Кадастровая палата запустила сайт для заявителей и владельцев недвижимости

Теперь все услуги и сервисы ФКП доступны в режиме «одного онлайн-окна»

Федеральная кадастровая палата запустила единый сервисный сайт kadastr.ru/ для получения услуг в сфере недвижимости физическими лицами и отраслевым сообществом. Новый веб-сайт – собственная разработка специалистов Кадастровой палаты, которая нацелена на объединение сервисов и услуг рынка недвижимости на едином ресурсе с простым и удобным интерфейсом.

На сайте Федеральной кадастровой палаты в режиме единого окна теперь можно получить полную информацию о госуслугах, заказать изготовление электронной подписи, получить выписку из ЕГРН, проверить статус подготовки документов по итогам оказания услуг, заказать документы на дом, записаться на консультацию для решения индивидуальных вопросов и оформления договоров о сделках с недвижимостью, а также сформировать правильный пакет документов для любой операции с недвижимым имуществом.

«Росреестр и Федеральная кадастровая палата оказывают более двух десятков различных услуг, которые могут понадобиться гражданам в любой момент. Особенно важно не тратить время заявителя на поиск информации на всех сервисных порталах, поэтому мы сосредоточили весь массив данных буквально в одной точке», - говорит глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов.

На сайте ФКП представлены главные направления – сервис по заказу выписок из ЕГРН в режиме онлайн, выход на Публичную кадастровую карту и Удостоверяющий центр. Кроме того, на сайте реализован «Сервис жизненных ситуаций», который позволяет сформировать точный список документов под личный запрос пользователя – например, для решения всевозможных задач, связанных с кадастровым учетом, регистрацией права собственности, ипотекой, арендой, внесением сведений и предоставлением выписок из ЕГРН, исправлением технических и реестровых ошибок в госреестре. Для работы с сервисом достаточно выбрать объект, операцию, указать важные нюансы. Кроме формирования пакета документов сервис определит точные сроки и стоимость госпошлины выбранной госуслуги.

Для профессиональных участников рынка недвижимости также создана обучающая онлайн-платформа – Корпоративный университет Кадастровой палаты. Здесь можно записаться на курсы повышения квалификации и принять участие в обучающих вебинарах.

Также экспертами добавлена база самых популярных вопросов, связанных с проведением сделок с недвижимостью. Это позволит самостоятельно разобраться во множестве вопросов сферы недвижимости.