Росреестр рекомендует: как защитить свое жилье от мошенников

В соответствии со ст. 59 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при поступлении нотариально-заверенных документов государственный регистратор принимает решение без проведения правовой экспертизы, поскольку ее проводит нотариус на этапе удостоверения сделки. Именно нотариус подтверждает, что стороны совершают действия осознанно, а их воля соответствует условиям договора, который они подписывают. В иных случаях при возникновении сомнений в подлинности предоставленных документов государственный регистратор может направлять запросы в соответствующие органы власти о предоставлении дополнительной информации: факта выдачи и достоверности содержащихся в них сведений и т.д.

Защитить свою недвижимость от мошеннических действий можно, подав в Росреестр заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия правообладателя. Такое заявление подается через офисы МФЦ. Соответствующая запись вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и становится основанием для возврата без рассмотрения документов, поданных не только третьими лицами по нотариально удостоверенной доверенности, но и нотариусами.

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при регистрации прав в электронном виде приравнивается к личному участию. Для предотвращения случаев мошенничества с ее использованием в августе текущего года вступили в силу законодательные изменения (Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), направленные на защиту прав граждан при оформлении сделок онлайн.

В соответствии с нововведениями правообладатели недвижимости могут внести в ЕГРН запись о возможности осуществления государственной регистрации на основании заявления и прилагаемых к нему документов, подписанных УКЭП. При этом собственник может подать заявление как одновременно в отношении всех принадлежащих ему объектов недвижимости, так и любого из них (на каждый объект отдельное заявление).

С 1 ноября в рамках указанных законодательных изменений вступило в силу правило, согласно которому ведомство будет уведомлять владельцев недвижимости о поступивших в электронном виде документах, в том числе по адресу электронной почты. В этой связи важно использовать возможность внесения в ЕГРН сведений об адресе электронной почты правообладателя, или актуализировать имеющиеся данные. Сделать это можно, подав соответствующее заявление в МФЦ.

Росреестр: обращениям граждан – особое внимание

В Управлении Росреестра по Тамбовской области работе по рассмотрению обращений граждан уделяется особое внимание. Эта работа направлена на обеспечение исполнения федерального законодательства, а также на оперативное принятие мер по рассмотрению поступающих обращений от населения.

За девять месяцев 2019 года в Управление Росреестра поступило 878 обращений, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Следует отметить, что 66%  обращений поступили в Управление почтовым отправлением, 9% обращений принято на личном приеме, 20% принято по сети «Интернет». Из центрального аппарата Росреестра поступило – 42 обращения (5%). Высокий процент направления обращений почтовым отправлением говорит о большем доверии граждан документам на бумажном носителе с живой подписью, отметками о получении или подтверждении отправки.

Предметом обращений по вопросам государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета являлись процедурные и правовые вопросы оказания государственных услуг; приостановления и отказы в государственной регистрации и кадастровом учете; разъяснения по перечням и порядку предоставления необходимых документов; предоставление сведений из ЕГРН; регистрация ограничений (обременений) прав, арестов и по другим актуальным вопросам. Всего по данному направлению деятельности поступило 313 обращение (38% от общего количества).

По вопросам государственного земельного надзора поступило 147 обращений (18% от общего количества). Основными проблемами, затронутыми в обращениях, являлись предполагаемые нарушения требований земельного законодательства со стороны иных субъектов в части самовольного захвата земельных участков, использования земельных участков без правоустанавливающих документов, нецелевого использования земельных участков.

Отмечено уменьшение количества обращений, связанных с вопросами землеустройства, землеустроительного процесса, установления границ, мониторинга земель, кадастровой деятельности - 47 обращений (5,5%). В обращениях содержались вопросы разъяснения порядка предоставления сведений из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; установления, уточнения, пересечения границ земельных участков; вопросы, связанные с деятельностью кадастровых инженеров, в том числе о соответствии выполненных кадастровых работ требованиям законодательства.

Значительно увеличилось количество обращений по вопросам оценки объектов недвижимости –  поступило171 обращение, в то время как в 2018 году таких обращений было 44.  В обращениях затрагивались вопросы правильности и порядка расчетов кадастровой стоимости объектов недвижимости; информация о применяемых методиках при расчете кадастровой стоимости, нормативных обоснованиях расчетов; о дате, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость; о причинах изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости, о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, процедуре ее оспаривания, о причинах увеличения налога на имущество физических лиц в налоговом периоде за 2018 год.

В связи с увеличением популярности у граждан использования электронных услуг Росреестра поступали и обращения тамбовчан, связанные с подачей заявлений о предоставлении государственных услуг и их оплаты в электронном виде.

По-прежнему, проблемными вопросами для граждан являются факты нарушений действующего законодательства о банкротстве, совершенных арбитражными управляющими (непредставление отчетности собранию кредиторов, нарушения при формировании реестра требований кредиторов, затягивание процедуры банкротства). По данным вопросам поступило 18 обращений (2% от общего количества). По четырем обращениям было непосредственно обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в связи с чем были вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Особое внимание в Управлении Росреестра уделяется личному приему граждан. На сегодняшний день в аппарате Управления личный прием  проводится не только руководством, но и специалистами структурных и территориальных подразделений, на основании ежемесячно утверждаемого графика, ознакомиться с которым можно на портале Росреестра в рубрике «Обращения граждан».

В этом году на личном приеме были даны разъяснения более, чем 1100 жителям области, в то время как 2018 году на личный прием обратились 583 жителя. Основными причинами обращений граждан на личный прием являются: желание получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь специалистов.

Следует отметить, руководством и начальниками территориальных подразделений осуществляется прием граждан в общественных приемных главы администрации в городах и районах области. Управление также участвует в проведении Общероссийского дня приема граждан, активно взаимодействует с Ведомственными центрами телефонного обслуживания в г. Курске и г. Казань (таким способом обработано более 200 обращений), принимает участие в Днях оказания бесплатной юридической помощи, организуемым Ассоциацией юристов России.

Актуальные вопросы о банкротстве граждан

 «Банкротство физических лиц». Актуальность данной темы вызвана тем фактом, что для ситуаций, когда гражданин не имеет возможности погасить долг полностью, и не смог договориться о реструктуризации во внесудебном порядке, правовые альтернативы банкротству в настоящее время отсутствуют.

На что следует обратить внимание в случае, если гражданин решил инициировать процедуру банкротства.

- Какие категории граждан подпадают под действие Закона «О несостоятельности (банкротстве)»?

С 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедуры несостоятельности (банкротства) применяются как в отношении граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, так и в отношении обычных граждан-должников.

- Кто вправе подать заявление о признании гражданина банкротом?

В соответствии с Законом о банкротстве подать заявление о признании гражданина банкротом может он сам, либо кредитор, обратившись в Арбитражный суд по месту жительства гражданина - должника.

- При каком размере долга может быть подано заявление о банкротстве гражданина?

В соответствии со ст. 213.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявление принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Гражданин может выступить инициатором возбуждения дела о банкротстве, в случае если знает, что не сможет выполнить свои обязательства в срок независимо от их суммы (например, в случае, если потерял работу, тяжело заболел и т.п.), либо в случае если сумма обязательств перед всеми кредиторами превышает 500 тыс. рублей.

- В какие суды следует обращаться с заявлением о признании должника банкротом?

Заявление о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по его месту жительства. Для того, чтобы инициировать дело о банкротстве должник должен представить в суд заявление и документы, содержащие сведения об имуществе должника. В отсутствие указанных документов заявление будет признано судом необоснованным и оставлено без рассмотрения.

- Кто такой финансовый управляющий?

Финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

- Может ли кредитор (должник, уполномоченный орган) выбрать финансового управляющего?

Ни кредитор, ни должник, ни уполномоченный орган не могут выбирать финансового управляющего. Однако, в заявлении о признании гражданина банкротом они обязаны указать название и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

- Всё ли имущество должника реализуется для погашения его долгов?

В соответствии с положениями действующего законодательства не может быть реализовано следующее имущество:

- единственное жилье гражданина и его семьи и земельные участки, на которых это жилье находится;

- продукты питания, предметы обихода, одежда, обувь (предметы роскоши, драгоценности подлежат реализации);

 - имущество, необходимое для профессиональной деятельности должника;

- домашние животные и птица, содержащиеся без цели предпринимательств, помещения для их содержания, семена для посева;

- денежные средства в размере не менее величины прожиточного минимума на должника и лиц на его иждивении;

- материнский капитал;

- денежные средства, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, либо в связи со смертью кормильца;

- иное имущество, перечень которого установлен ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

- Кто несет расходы в деле о банкротстве гражданина?

В ходе дела о банкротстве, начиная с момента подачи дела в арбитражный суд и до окончания расчетов в кредиторами возникают различные расходы (судебные издержки, расходы на оплату публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и официальном издании, услуги финансового управляющего и привлекаемых им лиц, иные расходы), которые оплачиваются за счет должника.

- Какие последствия наступают для гражданина в случае признания его банкротом?

Последствиями признания гражданина банкротом являются:

- в течение пяти лет при обращении за кредитом (займом) гражданин обязан сообщать о факте банкротства и не может подавать новое заявление о признании себя банкротом.

- в течение трех лет гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.